Скверная матерная брань и ее молчаливое слушание или даже одобрение. «...отложите...сквернословие уст ваших» (Кол. 3, 8), - так запрещает брань слово Божие. Этот грех настолько существенен, что был подвергнут рассмотрению (и решительно осужден) на одном из Соборов: «непотребными словами (сказано) оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других» (Карфаг. 71). Употребляющий скверную брань, прежде всего, безжалостно позорит честь матерей, оскорбляет и Матерь Божию (которая является Матерью всех православных христиан), нагло ругается над богоустановленными способами рождения, забывая, что и сам родился тем же путем «от хотения плоти и от хотения мужа» (Ин. 1, 13). Кроме того, нагло ругающийся вслух является безобразным оскорбителем нравственного чувства ближних. Сам же по себе такой человек оскверняет и уста и всего себя, как грязный и зловонный источник оскверняет свое русло. Иной до того привыкнет к матерной брани, что постоянно, буквально через слово, вставляет ее. В Евангелии ясно сказано: «что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» и «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». Какому же Страшному Суду подвергнутся постоянно сквернословящие? Кроме того, у многих встречается такая дурная привычка, как постоянное поминание лукавого по поводу и без повода. Чуть что не так - и человек начинает чертыхаться. Между тем известно, что чье имя призываешь, тот перед тобой и будет представать. Например, говоришь «Господи, помилуй!» - с тобой рядом Бог, призываешь лукавого - и рядом с тобой уже он. Ругающиеся непотребными словами, многие из которых в языческой древности являлись заклинаниями, призывающими нечистых духов (богов язычников), буквально облеплены нечистой силой, и нечего удивляться, если с такими людьми часто происходят различные несчастия и скорби. Мы все призваны подражать Господу и святым, так кто из вас может представить себе кого-либо из них непотребно ругающимся? Поэтому человек, которому свойственен грех сквернословия, должен смотреть на него не как на невинную привычку, а как на страшное зло, которое нужно немедленно оставить. Исполнение или прослушивание страстных песен о любви. За исключением немногих гимнов и песен, прочие мирские песни не что иное, как голос страстной любви к другому лицу вне законного брака. Между тем они поются даже детьми, хотя дух их - это дух похоти, блуда (ты мой (моя), я люблю, я хочу и т.п.). Сказать, что здесь воспевается та любовь, которую требует Бог и закон, будет странно и даже преступно. Услаждение этими песнями и показывает отсутствие целомудрия в человеческой душе. А чем ближе тот, кто стоит к грубому плотскому греху, тем грубее и бесстыднее будут эти песни. Но и так называемые романсы нисколько не лучше эстрадных песен, хотя выражаются в более мягких и красивых словах, более нежным или даже тоскливым голосом. Суть их одна - воспевание страстей человеческих. Современная и рок-музыка. С древних времен музыке придавали большое значение. С одной стороны, из Библии мы узнаем о Серафимах и Херувимах, воспевающих Господа (Ис. 6, 3-4), об Ангельском пении (Откр. 4, 8), о Давиде, который игрой на гуслях усмирял злого духа, столь мучающего царя Саула ( I Цар. 18,10), о пении как обязательной части ветхозаветного богослужения (2 Парал. 35,15). С другой стороны, изобретателем инструментальной и духовой музыки считается один из ближайших потомков Каина - Иувал: «он был отец всех играющих на гуслях и свирели» (Быт. 4, 21). По толкованию святых отцов, инструментальная музыка была изобретена Иувалом для удовлетворения своей чувственности, страстных влечений как суррогат, помогающий забыть Бога, Ангельское пение. То есть преследовалась общая цель всех потомков Каина: устроить царствие Божие на земле без Бога. Известно, что маги, чародеи и колдуны древнего мира (точно так же, как колдуны и шаманы нашей эпохи), вводили себя в неистовое состояние при помощи своеобразной музыки и наркотических средств, находясь в котором, вступали в общение с падшими духами, получая от них необходимую помощь и покровительство. Так африканские колдуны для вхождения в состояние, позволяющее общаться с потусторонним миром до сих пор используют строго определенные барабанные ритмы. Зачастую при этом употребляются и разнообразные наркотические вещества. Говоря о рок-музыке, особенно о такой ее разновидности, как «тяжелый металл», необходимо отметить, что большинство мелодий и ритмов этого течения взяты непосредственно из практики африканских колдунов. То есть человек при помощи определенных уловок рок-музыки вводится в состояние, похожее на то, при котором африканские колдуны и сибирские шаманы общаются с миром падших духов. Как указывают некоторые специалисты в области звука, - музыка, вызывая биопсихическую реакцию организма, способна влиять на функционирование различных органов тела (в частности может вызвать ускорение сердечного пульса и увеличение содержания адреналина, а также возбуждение в половой сфере и пр.). Например, ритм кратный полутора ударам в секунду, воспроизводимый мощным давлением на низких частотах (15-30) герц может вызвать у человека чувство дискомфорта. При сбитом же ритме, воспроизводимом в подобных условиях, слушающий способен впасть в танцевальный транс, который сродни наркотическому. Кроме того, сбитый ритм может вызвать тахикардию и даже остановку сердца. На современных дискотеках и рок-концертах интенсивность звука доходит до 120 децибел, хотя человеческий слух настроен на среднюю интенсивность - 55 децибел. Это уже решительный штурм всей личности. Были случаи, когда длительное воспроизведение преимущественно высоких или низких частот сильно травмировало мозг. На рок-концертах не редки контузии звуком, звуковые ожоги, потери памяти. Так, например, низкочастотные колебания в значительной мере влияют на состояние спинно-мозговой жидкости. Эта жидкость в свою очередь непосредственно влияет на железы, регулирующие секреты гормонов. В результате нарушается равновесие половых и надпочечных гормонов, так что различные функции контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. Небезобидно и такое техническое оснащение рок-представлений, как игра света стробоскопа (устройство прерывистого светового излучения). С помощью этого аппарата можно по желанию ускорять чередование света и темноты, что приводит к значительному ослаблению чувства ориентации, способности к суждению. При определенной скорости вспышки света начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-волнами, которые контролируют способность к концентрации внимания. Восприятие музыкального ритма связано и с функциями слухо-моторного аппарата. А вспышки света, следующие одна за другой в ритме музыки, стимулируют механизмы, связанные с галлюцинаторными явлениями, головокружением, тошнотой. Но основное действие направлено на мозг и рассчитано на подавление сознания, аналогичное тому, которое достигается наркотиками. Доминирующий ритм сначала охватывает двигательный центр мозга, затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы. Невозможно в течение продолжительного времени подвергать себя такому воздействию и не получить глубокой психоэмоциональной травмы. При этом возникает утрата контроля над способностью к сосредоточенности; значительно ослабляется контроль над умственной деятельностью и волей; необузданные порывы ведут к разрушению, вандализму и бунту, особенно на больших сборищах, где психополе толпы, усиленное вышеуказанными воздействиями рока, практически лишает человека индивидуальности, превращает его в часть машины, управляемой сатанинскими началами. Не случайно многие солисты рок-групп являются наркоманами и даже открытыми сатанистами. Многие из них, выступая перед зрителями, впадают в состояние своеобразного транса, теряют контроль над своими поступками и действиями. Но не только рок, а и определенные разновидности классической музыки могут оказывать отрицательное воздействие на слушателя. Иной композитор, будучи сам человеком развращенным, вложит в музыку такие чувства, которые сильно воздействуют на половую сферу человека. Минуя контроль разума, такая музыка воздействует непосредственно на чувства человека, поднимая в нем волны похоти и страстных желаний. Только духовное чтение и пение привлекают к Богу и располагают к мыслям о Нем, поэтому любая увлеченность музыкой отвлекает мысли и чувства от Бога: "читающий да разумеет" (Мк. 13,14). Бесстыдные пляски и танцы (например, варьете, рестораны, ночные клубы), присутствие на них и пристрастие к бесстыдным зрелищам (стриптиз и пр.). «Дочь Иродиады... плясала и угодила Ироду и возлежащим с ним» (Мк. 6,22), в результате чего, распаленный страстями царь, дает безумное обещание и исполняет его, отдав приказ отрубить голову величайшему из пророков. Здесь мы видим крайнее проявление греха пляски и смотрения бесстыдных танцев. Нельзя вообще назвать невинными танцы с лицами другого пола, особенно те, которые сопровождаются тесным прикосновением и блудным прижиманием. Кроме того, пребывание в тесном контакте, разговор на вольные темы не могут отрицательно не сказаться на целомудрии танцующих. Еще хуже посещение дискотек, когда под оглушительные вопли модной музыки, бесстыдно и безумно трясясь, человек теряет контроль над своим поведением и допускает крайне безнравственные вещи (блудные прикосновения и поцелуи). Но бывают такие танцы, особенно в ресторанах и клубах, в которых мимика, движение, костюмы (или почти отсутствие оных) - все рассчитано на то, чтобы заставить душу и тело предаться похотному чувству. Особенно мерзки в этом отношении стриптиз и эротический балет. Ефрем Сирин и Амвросий Медиоланский характеризовали подобные зрелища как: праздник дьявола, подводный камень невинности и могила для нравственности. Поэтому крайне согрешает тот христианин, который дозволяет себе участвовать или присутствовать на подобных бесстыдных зрелищах. Чрезмерная угодливость перед женским полом. Женский пол, действительно, так устроен, что требует особого покровительства и помощи от мужского. Сказано в Библии: «Сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18), но помощника и не более. Эта сравнительная слабость от создания увеличилась с момента грехопадения человека. После грехопадения через Еву в раю весь женский пол получил название «немощнейшего сосуда» (1 Пет. 3, 7). И вот эта-то женская немощь и требует особого внимания. Но внимания только в смысле помощи, руководства, снисхождения, покровительства. А «что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5,37). Например, грешно оказывать излишнюю почтительность только за принадлежность к слабому полу, выполнять по их просьбе и ходатайству что-либо с уступками правде и закону; спешить угодить каждому их желанию; чрезмерно оберегать их покой, делать за них или заставлять других то, что является их долгом или обязанностью; развлекать и угождать им, вызывая улыбку или другой вид одобрения, или как-нибудь по-другому раболепствовать перед ними. Разве немощь составляет заслугу или достоинство человека? Разве она дает особенное право на то, чтобы пользоваться особым уважением и уступками со стороны других? Ради чего же мужчина унижает свое достоинство, поклоняясь женщине, раболепствуя перед ней? Только ради удовлетворения своей страсти и чувственных наклонностей. Оттого-то никто и не угодничает перед старухами, так как в женском плане они уже не интересны для мужчин. Ухаживая за женским полом, мужчина питает в себе внутреннюю похоть. Достигнув же своей цели, блудник уже часто не раболепствует перед женским лицом, а наоборот, пытается заставить женщину пресмыкаться перед ним. Да и для самой женщины чрезмерная угодливость со стороны мужчин составляет великое искушение. Женщина и без того любит, чтобы на нее обращали внимание, а когда перед ней угодничают, тогда она тем более похотничает, портится нравственно, а в конце концов уже сама бывает готова жертвовать всем ради прихотей мужчин. Отсюда и происходит грубое падение иногда самой благородной прелестницы. Ношение одежды чужого пола и одевание на себя различных личин (масок). Слово Божие и святая Церковь решительно запрещают и то и другое. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье» (Втор. 22, 5); «никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене... не носить личин» ( VI Вселен, собор пр. 62). По номоканону, виновные в этом грехе подлежат отлучению от Церкви (ст. 23). То же касается и женской стрижки. По учению Слова Божия (1 Кор. 11, 10) и по смыслу соборных правил (Гангр. собор пр. 17), волосы у женщины напоминают о ее зависимости от мужа. Как «серафимы лица закрывающие» в службе перед Богом, так и не стригущая волос и прикрытая ими женщина с боязнью и почтением относится к мужу. Следовательно, если какая женщина или девица срезает у себя волосы, это означает, что она отбрасывает ту зависимость, которая возложена на нее Самим Богом, и этим действием она как бы свидетельствует, что хочет переменить пол. Прежде стригли только изобличенных блудниц, в наказание за их порочную жизнь, в знак того, что они потеряли женскую стыдливость. В настоящее время большинство женщин стало носить брюки, которые со временем стали являться как бы частью женского гардероба. Но исторически на Руси сложилось так, что брюки носили только мужчины. Поэтому пойти, например, в лес за грибами в брюках для женского пола может быть и допустимым, но посещать церковь, а тем более припадать к таинствам, женщина должна в традиционно женской одежде. То же касается и причесок. Все эти короткие стрижки «под мальчишку», имеют одно назначение, вызвать большее внимание и пробудить половой интерес мужчин. Поэтому для целомудренной христианки приличен традиционно скромный убор волос. Причем женщины должны обязательно посещать церковь в головных уборах, и правильнее, если это будет платок. Страстные лобызания и объятия лиц, не состоящих в законном браке. Также являются грехом, так как здесь происходит плотское разжение, блудная страсть охватывает всего человека и только стечение обстоятельств удерживает грешника от падения в полный блуд. В любом случае данные действия разрушают целомудрие человека и подготавливают его греховное падение. То, что в настоящее время практически со школьной скамьи юноши и девушки обнимаются и целуются, совершенно не оправдывает этот грех, а только подчеркивает силу всеобщей развращенности. Христианину нужно не только уметь оберегать свое целомудрие, но и еще учить этому детей, ибо ценностная ориентация, заложенная в детстве, скажется на всей дальнейшей жизни человека. Подсматривание за чужой обнаженностью или полуобнаженностыо. Пример Давида, который увидел обнаженную моющуюся женщину, возгорелся к ней страстью и пал с ней (2 Цар. 11,2), показывает, как быстро пробуждается половое стремление при взгляде на обнаженных или полуобнаженных лиц другого пола. Сохранять абсолютную нечувственность при виде обнаженных тел, есть самая высокая степень целомудрия, свойственная лишь немногим. Полагаться в данном случае на свое бесстрастие - дело крайне опасное. Мы не должны верить своей плоти, особенно те, которые испытали сласть плотскую. Поэтому должно избегать всякого взгляда на чужую наготу, также лучше не видеть чужой обнаженности и одинакового пола (вспомним, как мудро поступили умные сыновья Лота по отношению к своему отцу). Кто же специально подсматривает за чужой наготой, тот развивает в себе сладострастие, развращает себя и делает чуждым благодати Божией, ибо Дух святой ни за что так не удаляется от человека, как за похоть и сладострастие. Следование чужим развратным примерам, внутреннее согласие с ними. «Худые сообщества развращают добрые нравы», - говорится в Священном Писании. И если большинство людей творит беззаконие, то христианин должен быть верен слову Евангельскому, не поддаваться на соблазны и не одобрять их. За что мир преследует настоящих христиан? За то, что они не от мира и «не любят того, что в мире», то есть греха. Если большинство людей живут в блуде, мыслят и чувствуют похотливо, то такое поведение все равно не есть норма (пусть даже так поступает и подавляющее количество населения), а - беззаконие. По свидетельствам святых, в последние времена именно мытарство блуда будет доставлять больше всего пищи аду. Поэтому грехом является не только следование чужим развратным примерам, но и внутреннее согласие или только равнодушие по отношению к ним. Соблазн на собственную наготу. По чувству христианского целомудрия следует стыдиться и собственной наготы. Вообще строжайшие хранители своего целомудрия, такие как Антоний Великий, Пахомий, Аммоний, Серапион, советовали сподвижникам своим не обнажать своего тела иначе, как только в случае тяжкой болезни или особенной нужды. И эти советы были плодом опыта многолетней подвижнической жизни. Действительно, взгляд с услаждением на обнаженные свои члены легко приводит к мысли о противоположном поле и к удовлетворению плотской похоти. Заострение внимания на чужих проявлениях плотской похоти. Когда на глазах всего еврейского стана один израильтянин ввел в свой дом женщину для прелюбодеяния, это соблазнительное действие не только не вызвало у других соблазна сделать то же, но наоборот, подвигло Финееса поразить законопреступника (Чис. 25, 6-9). Нравственный целомудренный человек никогда не будет сочувствовать греховным действиям, случайно им наблюдаемым; он всегда будет стараться побыстрее избавиться от подобного видения (например, страстные поцелуи и объятия на улице, в метро и пр.). Через зрение греховные впечатления входят в сердце человека, и потом приходится много потрудиться, чтобы избавиться от последствий их наблюдения. Они надолго остаются в душе, смущая ее грязными представлениями. Поэтому нравственный человек, как от чумы, отвращает свои глаза и бежит от живых картин или напоминаний о плотской похоти. Нечистый взгляд на совокупление скотов. Как уже говорилось выше, целомудренный человек должен беречь свой взгляд от развращающих душу и сердце похотных картин. Поэтому здоровое чувство христианина подсказывает ему отвернуться в сторону, пройти быстрее мимо, если подобная сцена, даже среди особей животного мира, совершается у него перед глазами. Смотрение на совокупление животных из любопытства также греховно, ибо любопытство это проистекает из нездорового интереса, похоти и сладострастия, коренящегося в глубине сердца - в чем надо каяться и впредь беречь свои чувства от развращающих картин. Украшение дома, особенно спальни, соблазнительными картинами или статуэтками. «Коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями египетскими, спальню мою надушила смирною, алоем и корицею, зайди... насладимся любовью» (Притч. 7,16). Против этого греха было направлено определение одного из Вселенских соборов: «Картины и статуи, обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий, не позволяем... начертывати» (Пр. 100). Любящие соблазнительную обстановку, особенно в своей спальне, обнаруживают в себе наличие сильного сладострастия, с которым надлежит неуклонно бороться каждому христианину. И как некогда Далида усыпила в своих объятиях могучего Самсона (Суд. 16, 14), так и каждая спальня, украшенная обнаженными статуями, картинами, изображающими сценки эротической любви, может усыпить, расслабить дух даже твердого целомудренного человека. Подобное действие оказывают и пуховики, ковры, шелковые одеяла и завесы, которые довольно заманчивы для похоти плотской. То же действие оказывает обилие духов, помад, различных благовоний, курений. Все это, действуя на обоняние, не облагораживает и не возвышает духа, а только его расслабляет. По мнению многих святых, постель является как бы могилою, ложась спать, эти праведники представляли себе, что наступающая ночь будет для них последней. Так в дореволюционном молитвослове в тексте при вечерних молитвах дается ревнующим о спасении души следующее наставление: «Засни, помышляя день судный... Аще обрящешь возглавицу мягку (если под головой у тебя подушка), остави ю (убери ее), а камень подложи Христа ради». Разжигание похоти искусственными способами (психическими и медикоментозными). Закон Божий внушает: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть...» (Кол. 3, 5). Искусственно же разжигая в себе похоть, например, внутренними горячительными средствами, среди которых первое место занимает вино «в нем же есть блуд» (Еф. 5, 18), или внешними механическими, о которых «стыдно и говорить» (Еф. 5, 12), человек совершает сладострастную подготовку себя к блуду, иногда даже самому извращенному. Развращенная и похотливая душа вызывает и соответствующую страсть в теле. Сугубо согрешает и тот, кто разжигает искусственным способом похоть в другом лице, сокрыто или даже явно для последнего. Чем ближе к старости и чем сильнее развита эта внутренняя похоть, тем скорее и чаще начинает прибегать развращенное лицо к искусственным методам телесного возбуждения. Ношение соблазняющей и изысканной одежды. Церковные правила не осуждают и шелковых одежд и тех, кто носит их «с благоговением» (Ганг, собор пр. 12). Здесь не имеется в виду дорогая и качественная одежда, которую требует приличие, звание и сан, в которой чувствуется вкус и изящество. Целомудрию противна именно вечная погоня за модой, стремление выделиться любой ценой. Люди нецеломудренного поведения всегда отличались щегольством, и поэтому чрезмерное щегольство можно считать предвестником потери целомудрия. В Апокалипсисе нарядные одежды, золотые и драгоценные украшения преимущественно усваиваются блудницею (Апок. 17,4, 5). Святые отцы и проповедники, обличавшие щегольство, всегда придерживались мнения, что страстная привязанность к нарядам доказывает решительную развращенность или положение человека на полдороге к развращенности (Св. Иоанн Златоуст, беседа 8 на 1 посл. Тим.). И действительно, в основе этой страсти лежит желание нравиться другому полу. А такое стремление, естественно, развивает ветреность и суетность. Также особенно грешна нескромность, нецеломудренность одежды. У женщин, например, обнаженность шеи и рук, глубокое декольте, короткая юбка (при которой ноги обнажены почти до самых трусов), одежда, обтягивающая и вырисовывающая интимные части женского тела. Когда женщина так одета, тогда похотливые юноши и мужчины «раскрыв рот, смотрят на красивую» (2 Езд. 4,19). Излишняя забота о волосах, прическах также противна целомудрию. Известно, что многие женщины часами проводят время у зеркала, чтобы соорудить на своей голове «нечто особенное». Но в апостольских правилах писалось против нескромного «плетения волос» (1 Пет. 3, 3-5; 1 Тим. 2, 9). С правилами женской скромности и, следовательно, с природою женщины сообразнее было бы, в той или иной степени покрывать голову, и не только на молитве в церкви, но и во всякое время при выходе куда-либо (1 Кор. 11,5,13). Можно не сомневаться, что нарядная и нескромная одежда, изысканная мягкость и теплота ее и другие разнеживающие плоть вещи располагают к нецеломудрию, портят нравственность. В виду этого апостол Павел, обращаясь к женщинам-христианкам, пишет: «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами...» (1 Тим. 2,9). Ношение обручального кольца до момента обручения или гражданского брака. Здесь грех заключается в попытке обмануть окружающих людей. Лицо, не состоящее в браке по каким-либо причинам (пусть даже простой легкомысленности), пытается представиться окружающим, что оно находится в супружестве. Какие бы ни были мотивы подобного поступка - они неоправданны. Ибо всякая ложь от дьявола, и христианин должен делать все, чтобы не быть к ней причастным. Грехи преимущественно холостых Попытка отговорить и прямое препятствие, чинимое кому-либо при вступлении в брак. Гнушающихся брака, то есть выступающих против законного союза мужчины и женщины как чего-то низкого и недостойного, Слово Божие определяет как великих грешников (1 Тим. 4, 3). И, по слову пророческому, таких людей будет особенно много перед кончиной мира, когда развратная холостая жизнь будет особенно популярна. Здесь речь идет не о тех случаях, когда человек готовится к монашеству или, овдовев, ведет чистую одинокую жизнь. Нет, мы говорим о том случае, когда советуют вообще не жениться или сознательно препятствуют намечающейся женитьбе (замужеству). Причины подобных действий могут быть разные. Во-первых, это желание, чтобы приятель или приятельница продолжали холостую беспутную жизнь (такую же, как и уговаривающий их на это). Во-вторых, противником брака часто движут эгоистические желания: иметь свободного партнера по развлечениям; чтобы женатые, нажив детей, не докучали начальству жалобами на свои расходы и нужды; чтобы можно было скорее продвинуть по службе; чтобы воспользоваться наследством холостого одинокого человека, особенно вдовца, если он богат и тому подобное. Выступать с такими уговорами значит пытаться лишить человека счастья семейной жизни. Бесцельная холостяцкая жизнь не дает человеку полного физического и духовного развития. Только в браке полностью раскрываются все потенциальные возможности человека, идет его формирование как гармонической личности (мы не говорим здесь о монашестве, которое является особенным путем духовного развития тех «кто может вместить»). Холостые того и другого пола под старость лет часто ожесточаются, становятся замкнутыми, ворчливыми, суровыми и даже жестокими. Они гораздо менее терпеливы, трудолюбивы, менее постоянны в своих обещаниях, чем состоящие в браке. Не завися от другой половины, не связанные воспитанием и содержанием детей, требующих постоянной жертвенности со стороны родителей, холостые люди часто увлекаются чувством независимости и ложной свободы, заняты бывают больше собой, чем обществом и государством, формируют в себе посредством одинокой жизни гибельное чувство самолюбия и гордости. Еще хуже для них, если они не живут вблизи чьей-то семьи и не имеют близких друзей. Из холостых также выходит больше атеистов и закоренелых безбожников (особенно из живущих в постоянном разврате). Подытоживая все выше сказанное, можно прямо отметить, что без духовной цели холостая жизнь и неестественна и весьма опасна. Когда апостол Петр сказал Спасителю, что если так сложны и тяжелы обязанности мужа к жене: «Лучше и не жениться» - Спаситель не одобрил этого как всеобщего правила для всех. Таким образом, попытка отговорить или создать прямые препятствия чужому браку являются величайшим злом. Отлагательство брака в целях беспрепятственного наслаждения вольной холостой жизнью. «Блажен кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению» (Афанасий Великий в посл, к Аммуну), - говорится в церковных правилах. «Блажен» - вот так определяет Церковь раннюю женитьбу. В современном же обществе распространено мнение, что молодому человеку или девице вначале надо погулять, «насладиться жизнью», а потом уже заключать себя в узы брака. Неслыханное безумие! Растратить свою молодость, свежесть, силу на нечистый разврат, а уже подержанное и несвежее предоставить законному супругу или супруге. Какое потомство может быть у таких людей? Какие гармоничные и целомудренные отношения могут быть у людей, испорченных развратом? И потомство ослабленное, хилое, генетически расположенное к пьянству и блудным страстям, и супружеская жизнь в постоянных изменах и сварах. Такая расплата ждет всех, кто не спешит вступать в брак, «наслаждаясь жизнью». Выбор невесты или жениха за красоту или по расчету, не взирая на христианские качества. Невеста, которую отыскивал себе благочестивый Товия, была не только красива, но и умна (Тов. 6, 12). И он «полюбил ее и душа его крепко прилепилась к ней» (Тов. 6,18). И это было прежде, чем он увидел ее. На чем же был основан такой выбор? На отзывах о невесте и об ее отце, свидетельствующих, что род ее добрый и благочестивый. Таким образом, Товия, отыскивая себе подругу жизни, обращал свое внимание больше всего на ее ум, благочестие и праведность ее рода. Ибо известно, что многие качества душевные и телесные носят наследственный характер. На этом же и должен быть основан выбор невесты и подбор соответствующего жениха. Выбор же невесты за одну только телесную красоту или же за богатое приданое абсолютно не верен. Мы не найдем ни одного такого положительного примера в Священном Писании. В Слове Божием мы встречаем только общее предостережение, чтобы по наружности не судить о человеке, чтобы не хвалить никого за красоту и не презирать кого-либо за лицо (Сир. 11,2). Необходимые качества жены, кроме красоты, - «доброта, кротость и благоразумие» (Сир. 38,24-25; 26, 16). А относительно приданого сказано, что берущий себе жену «полагает основание своему обогащению» (Сир. 38, 26), то есть умная жена, входя в дом как хозяйка, обустраивает дом и способствует его обогащению. Про богатое приданое, в дом мужа принесенное, сказано прямо, что оно «производит стыд и срам» (Сир. 25, 24).